en fr

Комуз

Комуз – в настоящее время самый популярный и распространенный струнный щипковый инструмент. Также известен под названием “чертмек” (от слова “чертүү” – букв. “щелкать, стукать”). Есть несколько легенд о происхождении комуза. В одной из них рассказывается о кыргызском охотнике по имени Камбаркан, который настолько хорошо понимал “язык” многих птиц и диких животных, что мог распознать каждого из них по издаваемым звукам. Однажды, находясь в лесу, он услышал новый чудесный звук. Его настолько захватил этот невероятный новый звук, что он решил оставаться в лесу до тех пор, пока не обнаружит источник этого звука. Охотник начал свои поиски и для лучшего обзора взобрался на дерево. Оттуда он увидел две ветви соседнего дерева, соединенные высохшей кишкой белки. Казалось, что звук исходит от этой “струны”. Он подумал: “Возможно, она пыталась прыгнуть с одной ветки дерева на другую, но при этом разорвалась”. Как бы там ни было, он забрал струну вместе с куском древесины, и из этого смастерил себе инструмент, став затем известным как Отец мелодии.  

Еще одна легенда гласит о старом комузисте, который дружил с соловьем. Птица была так очарована его игрой на комузе, что попросила его научить ее петь как комуз – и это стало основанием для предания о том, что этот инструмент учит тому, как петь, даже соловья. 

Комуз – трехструнный инструмент, в отличие от однотипных двухструнных щипковых музыкальных инструментов народов Центральной Азии. Комузчу (исполнитель на комузе) держит инструмент в горизонтальном положении; играют на комузе чаще всего сидя, реже – стоя (ниже предлагается видеоролик, демонстрирующий технику игры на комузе - исполнитель Асылбек Насирдинов, композитор и профессиональный музыкант. Исполняется произведение собственного сочинения под названием "Чабарман").

Оператор: Ольга Заиченко, Sands Design studio

Длительность: 1 мин. 05 сек.

Формат: Wmf (Winamp Media File)

Объем файла: Около 12,3 Мб

Скачать

Народный (традиционный) комуз имеет грушевидную форму. Его корпус, шейка и головка изготавливаются из одного куска дерева, чаще урючного, арчового, реже орехового или красного. До ХХ века струны изготавливались из бараньей кишки, позже стало возможнм использовать заводские пластмассовые лески. Величина комуза зависит от местных традиций и от индивидуальной методики мастера-изготовителя. Так, комуз Токтогула Сатылганова, представителя юго-западной музыкальной традиции, отличается меньшим диаметром корпуса. Многие выдающиеся исполнители играли на инструментам своей работы, например, Муратаалы, Карамолдо, Токтогул. Изготовлением комузов занимаются также народные мастера, они бывают и неплохими комузистами. Для удовлетворения массового спроса при производственном комбинате Театрального общества республики была создана специальная мастерская. Здесь осуществлялось серийное производство комузов по установленному госстандарту. В настоящее время эту работу ведет мастерская народных инструментов Кыргызской Государственной Филармонии. 

Знаменитые исполнители на комузе:

Карамолдо – комузист, который “играл весь день напролет”;

Атай Огонбаев, который своей игрой “умиротворил” сердце диктатора;

Токтогул Сатылганов, самый знаменитый акын двадцатого столетия.

Кыл кыяк